Где находится резиденция деда мороза великий


Где находится резиденция деда мороза великий

Где находится резиденция деда мороза великий

Где находится резиденция деда мороза великий


Лучшие новости сайта

Оглавление

Великий Устюг — это город в , в Вологодской области, расположенный на левом берегу реки Сухона, против впадения в нее реки Юг, в 623 км к северо-востоку от Вологды. Железнодорожная станция. Районный центр. Население 34600 человек (в 2001). Известен с 1212 года.

Заводы: механический, литейно-механический, судостроительно-судоремонтный, бетонно-асфальтовый; щетинно-щеточная фабрика. Деревообрабатывающая промышленность (ОАО «Новаторский ЛПХ», ХК «Устюглес», ГУП фанерный комбинат «Новатор»); легкая и пищевая промышленность. Центр художественных ремесел (с 17 века): чернение по серебру, плетение, резьба и роспись по бересте (фабрика «Великоустюжские узоры»), чеканка и др.

НАРП «Горница»«Великий Устюг» Борис Горбунов«» Денис Уваров «Городок» (песня про Великий Устюг)»

История Великого Устюга

В Древней Руси было несколько городов, которые за силу и воинское мастерство дружин, за умение мастеров-каменосечцев, древоделов выделялись . И народом же прозывались Великими. Рядом с Господином Великим Новгородом, сказочно прекрасным Ростовом Великим стоит один из самых замечательных старинных городов Русского Севера – Великий Устюг. Великий князь «всея Руси» включил город в число опричных и Устюг стал называться Великим.

Город расположен в 450 километрах к северо-востоку от Вологды. Имеет статус города-заповедника. Является административным центром Великоустюгского района Вологодской области. Население составляет примерно 37000 человек.

Великий Устюг — это малая родина выдающихся

путешественников: Семёна Ивановича Дежнёва, Федота Алексеевича Попова, Ерофея Павловича Хабарова, Владимира Васильевича Атласова, Михаила Наводчикова, Василия Шилова. Эти люди сыграли заметную роль в освоении Русской . Их имена запечатлены сегодня в названиях улиц города. Смелые, инициативные устюжане-землепроходцы шли в далёкие и неведомые земли Сибири, побережья Тихого океана, открывали новые реки, моря, проливы. Русская географическая

многим обязана устюжским первопроходцам.

В

Великого Устюга было много достойных людей, , святых и купцов. Два раза в год здесь проводились крупнейшие ярмарки, собиравшие купцов из многих стран. Они селились отдельно, поэтому в Устюге была своя Немецкая слобода близ Иоанно-Предтеченского монастыря.

Здесь жили и талантливые скульпторы, работавшие в дереве, камне и гипсе; даровитые кузнецы;

, создавшие . Многих иконописцев Великого Устюга приглашали в другие русские города для росписи

. Федор Зубов занимался росписью

в .

Древней Руси перед тем, как приступить к росписи, с утра до ночи постились.

Не только иконописью был славен Великий Устюг. Здесь были и знатные мастера по берестяной резьбе; славились и изделия из серебра, сделанные руками местных мастеров литья, устюжской финифти – особой разновидность эмали, причудливое кружево. Её своеобразие заключалось в том, что мастер белоснежной эмалью покрывал изделия из красной меди и украшал её тончайшими серебряными или золотыми накладками и пластинками. После обжига украшения прочно скреплялись с эмалью. При этом форма изделий, изящный декоративный рисунок, тонкое сочетание белого с благородным цветом серебра составляли гармоничное целое.

Искусные мастера чернения по серебру и золоту прославили город Вологодской земли Великий Устюг. Это было широко известно ещё в Древней Руси. В России оно оформилось в трёх основных школах, которые отличаются одна от другой техниками, приёмами и навыками мастеров. Это кавказская чернь с центром в Дагестане (Кубачи), московская с тяготевшими к ней городами Костромой и Калугой, северная с центром в Великом Устюге.

Устюжских черневых дел мастеров вызывали даже в Москву для

московских мастеров тонкостям своего искусства. Устюжская чернь по серебру ценилась за художественное совершенство и глубину тона, а также за необычную прочность сцепления черневого состава серебром. Мастера гордились стойкостью черни и при удобном случае доказывали это на наковальне: по серебряной пластинке с рисунком ударяли молотом так, что она превращалась в лист, но рисунок черни не выкрашивался, а только расплющивался и становился вдвое больше. Рисунок вместе с пластинкой раздавался во все стороны равномерно, ни малейшая его частичка его не отпадала. Чернь изнашивалась только с металлом. Подобного производства в мире не было. Секрет пропорций состава передавался из в поколение.

Ни один посторонний не смел видеть таинства приготовления черни – её секрет хранили как зеницу ока. Цеховая замкнутость мастеров родила о том, что её состава передаётся только близким родственникам на . Так это было или нет, тайна оставалась за семью печатями и владели ею лишь немногие мастера. Они знали цену своему , хранили как завет. Постепенно старинный промысел замирал и на исходе XIX века едва не был забыт окончательно.

В 1883 году в газете "Вологодские губернские ведомости" было написано: "С 1852 года единственным мастером и представителем великоустюжской серебряной черневой работы остался мастер Кошков, в настоящее время имеющий около 70 лет от роду". Кошков был отличным гравером и художником. Ремесло своё почитал за святое дело, относился к нему истово. Неторопливо и тщательно готовил себя , специально мылся . Это помогало ему сосредоточиться на главном.

Рано утром он уходил в свою мастерскую – небольшую пристройку у , плотно закрывал дверь. Разжигал в горне заготовленный заранее уголь, клал в котёл в порядке, известном ему одному, серебро, свинец, медь, серу, лил нашатырь. И начинал качать мехи: температуру в горне нужно держать около 1000 градусов. В котле шипело, валил густой ядовитый дым. Мастер кашлял, рукавом смахивал слёзы. Приходилось открывать окна и двери.

У горна жарко, ступи на шаг в сторону – под ногами скрипит снег. Холод хватал со спины, а мастер всё качал и качал мехи. Так 5 – 6 часов подряд, пока варится черневое зелье. От горна не отойдёшь: по неуловимым признакам, чутьём, надо уловить, что чернь готова. Если недоварить, выйдет тугая и не станет ложиться на серебро. Придётся добавлять нашатыря и переваривать. Если чуть-чуть пережжёшь, её уже не спасёт и переплавка. Испортить никак нельзя: она стоила очень дорого и варить её приходилось сразу на несколько месяцев.

Чернь получалась как кусок угля. На следующий день он её дробил в ступе, пока не становилась похожа на маковые зёрнышки. Засыпал её в чашку, заливал нашатырём, получалась кашица, и ставил на деревянный стол, рядом с фартуком, прибитым гвоздями к полукруглому вырезу. Чернь готова.

Теперь можно было браться за выполнение заказов – перстней, табакерок, стаканов, брошек, ножей для бумаг, столовых приборов. Кошков выполнял заказы трёх , вырабатывая для них дворцовую посуду. Прежде чем приступить к серебряной , старый мастер молитвенно замирал на несколько минут перед серебряной пластинкой и потом делал первые штрихи.

Когда Кошков умер, одна из газет написала: "Прекратила своё существование эта старинная и некогда славная местная работа".

Сколько ремёсел было утеряно в конце позапрошлого века! Исчезло в Устюге золотое шитьё, забылись серебряная филигрань, резьба по кости, устюжские печные изразцы. Ушло в песок, потонуло то, что накапливалось веками. Продукцию художественных ремёсел вытесняли более дешёвые фабричные товары. Старые мастера, уходя из , уносили с собой вековые

, навыки, тайны производства.

Но старик Кошков ещё в 1885 году, за 11 лет до смерти, после 8-летнего обучения ремесла передал секрет изготовления черни своему внуку Михаилу Чиркову. Чирков понимал свою ответственность за судьбу старинного мастерства. На нём могла прерваться династия черневых дел мастеров. Надёжный он был человек. Терпеливо ждал своего часа, понимал, что нельзя сбиться с пути, нельзя потерять то, чему научен. И большую свою тайну не спешил передавать.

Перед приехали в Устюг иностранцы (немцы или ), разыскали его домик.

— Раскрой нам секрет черни, — сказали они и достали из возка саквояж с

. — Будешь жить безбедно за границей. Заплатим тебе пятнадцать тысяч!

Чирков посмотрел на домашних. На лавке и – мал мала меньше, одиннадцать ртов в доме. человек был Чирков. Нахмурился он и сильно разозлился на незваных покупателей.

— Испокон веку берегли эту тайну устюжские мастера. Дедом она мне завещана, чтобы в России быть. Непродажное моё мастерство.

Тяжёлыми были для Чиркова годы гражданской войны, . Кончилось серебро, кончились и заказы. Пришлось сложить инструменты и ждать лучшего. Положение мастера-черневика было тяжёлое, семья голодала, но Чирков терпеливо переносил трудности.

В 1929 году Устюжский союз промысловой кооперации предложил Чиркову изготовить образцы изделий. Они произвели в Москве большое впечатление. Ему немедленно было отпущено для первых работ 18 кг серебра и 15 тысяч рублей на оборудование мастерской. Так возникла в Устюге

"Северная чернь". У Чиркова появились ученицы –

из

Угол. У всей деревни была одна фамилия – Угловские.

Чирков учил их сначала рисовать на бумаге, разбираться в рисунках, ценить точную и смелую линию, затем гравировать на медных пластинках, безошибочно владеть резцом. После этого перешли на гравировку серебра. Её начали с простых рисунков и постепенно перешли к более сложным, учились сочетать синеватый отлив черни с белым холодным цветом металла. Средний ученик проходил такой курс за 3 – 6 месяцев.

Одна из учениц, Мария Угловская, с упорным

ещё с детства интересовалась рисованием и вышивкой. Рисунку на бумаге у Чиркова она обучалась около 1,5 месяца и перешла на гравировку серебра через 2 месяца. О таких сроках обучения граверы в старое время не могли и мечтать.

Составление черни — длительный процесс и требует для освоения нескольких месяцев. Очень старалась , но плавки одна за другой не удавались. Через 2 месяца у неё получилась удачная плавка.

Не таился старый Чирков от своих подмастерьев, видели, как колдовал он над графитным тиглем, где кипела расплавленная чернь. Чирков долго приглядывался к своим ученицам, выбирал, кто мог бы принять от него наследство устюжских мастеров. Торжественно сказал:

— Назову Маню Угловскую. Чирков сделал Марию квалифицированным гравером за 3 года. В старину для этого требовалось 7 лет.

Упрямая Мария впитала в себя накопленный опыт древнего самобытного искусства и стала работать самостоятельно. У Марии и её учениц учились все современные мастера Великого Устюга.

С тех пор как Чирков предал секрет черни Марии Угловской, вековая тайна перестала существовать. Но поныне есть и будет секрет черневого мастерства, как есть свой секрет в каждом деле.

Технология черни

Сейчас знаменитый завод "Северная чернь" — длинный белый дом на узенькой улочке. Известны художественно-серебряные изделия этого завода. Рабочие в подготовительном цеху пропускают толстые листы тёмного металла (благородный металл серебро) сквозь вальцы, который потом становится в толщину обыкновенной ложки. Из этих листов делается свадебный набор.

С помощью вырубного штампа из листа выпадает кусок металла, похожий на ложку. Заготовку передают на соседний штамп, после которого она уже имеет форму ложки. Из листов вырубают заготовки для браслетов, колец и запонок.

Художники на заводе решают, какое ляжет на ложку. Художник сделает на бумаге рисунок и отдаёт самому опытному граверу. Тот смотрит на лист и острым резцом-штихелем вырезает точно такой же на ложке. Рисунок сохраняет форму, традиции и в то же время делает вещь более современной, более пластичной. Это и является образцом.

Затем гравировщица коптит ложку в керосиновой лампе (фитиль в которой сильно вывернут). На эту ложку-образец накладывают обыкновенную бумагу и сильно трут пальцем. Там, где на ложке гравер прочертил канавки, на бумаге образовались выпуклости. Рисунок скопировался. "Копировку" накладывают на закопчённую ложку, гладят, и появляется рисунок точно такой же, как на ложке-образце. Чтобы изображение не стёрлось, ложку покрывают лаком.

Цех, где работают гравировщицы, светлый. Они сидят за длинными высокими столами. Гравировщица забирается на высокий вращающийся стул, накидывает передник. В правую руку берёт острый штихель, левой упирает ложку в стол и лёгкими быстрыми движениями вырезает на ложке веточку с листьями и плодами. Так свободно и смело работает только виртуоз. Тоненькая блестящая стружка падает в передник. Когда рисунок становится рельефным, гравировщица в уголке вырезает две буковки – это её и .

Потом ложку относят в другой цех чернильницам, которые по очереди, раз в месяц, варят чернь для нужд завода. Работница зачерпывает из банки черни и намазывает ложку. Зажимает её длинными щипцами и подносит к сильной газовой горелке. Газ со свистом обжигает ложку и раскаляет её так, что вокруг разливается зеленоватое сияние. Чернь расплавляется. Работница мгновенно выхватывает ложку из огня и начинает махать щипцами, как саблей, крутить, словно сковородой, стараясь, чтобы чернь растеклась по ложке ровным слоем, заполнила самые тонкие штрихи.

Ложка становится чёрной, будто вымазана дёгтем. Теперь нужно проявить рисунок. Ложку легонько обдирают на наждачном круге. Чистят тончайшей полировальной шкуркой и отполировывают на мягком войлочном круге мастикой. Мастику мастер сам варит по собственному рецепту: из сала, парафина и наждачной пыли. Чернь остаётся в канавках, выгравированных резцом. Отполированная ложка сияет.

Просечное железо

Высокого искусства в Устюге достигло изготовление просечного железа. На железный лист мастер наносил рисунок и просекал его ручным способом, создавая ажурное кружево. Просечным железом украшали деревянные шкафы, шкатулки, сундуки, делали замочные накладные щиты дверей, выполняли подзоры крыш. В городском краеведческом

есть царские врата из надвратной Михайло-Архангельского монастыря (1682 год), выполненные местными мастерами. Деревянные полотнища дверей покрашены коричневой

и покрыты слюдой, поверх которой обиты просечным железом с тонким узором. Слюда тускло блестит, искрится сквозь узор просечного рисунка, словно драгоценный камень, хотя в действительности материал изделия прост и обыден.

В Шемоксе, пригороде Устюга, процветала резьба по бересте, которая сверкала на

и переливалась ореховым цветом. Это искусство было известно исстари.

"Мороз по жести"

Ещё один вид самобытного народного мастерства – "мороз по жести" – был развит только в Великом Устюге.

Многие традиционные народные ремёсла перекочевали в сегодняшний день. Судьба великоустюжского чернения по серебру оказалась поистине счастливой, а старинный северный промысел "мороз по жести" пережил свой взлёт ещё в середине позапрошлого столетия. Изделия этого рукомесла можно увидеть в местном краеведческом музее. Небольшие ларцы и шкатулки, обитые жестью, а поверх крест-накрест узкие ленточки из того же металла. Покрывающая ларцы жесть непростая, золотистая по цвету, с прозрачной игрой снежинок и листьев как морозный узор на окне. Это и есть "мороз по жести" – искусство тонкое и сложное, секреты которого передавались от отца к сыну и были достоянием многих семей.

Возникновение и судьбу этого самобытного искусства Великого Устюга проследить очень трудно. Но сохранились фамилии мастеров: братья Савватий и Николай Цыбасовы, Иван и Николай Старковские, Насоновский. Оставили свои фамильные вещи мастера Булатов, Торлов.

"Мороз по жести" – именно под таким названием сохранилось в

народной это ремесло – это не только создание жестяного покрытия с рисунком, как на морозном стекле, но и изготовление деревянного сундучка с хитроумными секретными замками. Бывали изделия, таившие в себе свыше двадцати секретов.

В краеведческий музей Ростова ярославского передали шкатулку, сделанную четыре столетия назад Егором Пановым. И хотя "мороз" на ларчике несколько "стаял", но само изделие хорошо сохранилось. Ларчик открыть непросто. Привинченное к крышке кольцо надо повернуть определённое число раз, чтобы в верхней части сундучка открылся тайник, хранящий два ключика. Затем следует нажать на потайные детали на боковых стенках, и сдвинутся кружевные металлические накладки, обнаружив два замочных отверстия. Если вставить в них ключи и повернуть, послышится . Поднимется верхняя крышка ларца. Внутри находится ещё одна крышка. Но открыть её тоже непросто. Нужно найти незаметный для глаза выступ и нажать на него пальцем. А в боковых стенках шкатулки имеются два потайных стержня, с помощью которых сундучок можно было бы при необходимости привинтить к полу или к столу.

В таких шкатулках и сундучках, называвшихся в старину укладками и подголовниками, хранились , документы и драгоценности. Необычные своей декоративностью и фантастическими секретами, они пользовались огромным спросом у купцов на Ирбитской и Семёновской ярмарках, их вывозили в Астрахань и Архангельск, Бухару и Хиву, а оттуда – в , Турцию и Персию.

Изделия последнего шкатулочника Пантелеймона Антоновича Сосновского можно встретить в музее. Он умер на 97-м году жизни, работал до последних дней. Старый мастер беспокоился о судьбе своего ремесла, звал к себе учеников, но всерьёз заинтересовались его секретами слишком поздно.

После смерти Сосновского казалось, что устюжский промысел погиб. Но вот пытливому художнику-самоучке Борису Александровичу Холмогорову удалось восстановить не только технологию изготовления морозного узора, но секреты замков и музыки.

Он рылся в музейных , разыскивал людей, близко знавших Сосновского, с пристрастием расспрашивал их, экспериментировал на протяжении нескольких месяцев. Летом работал во дворе по соседству с гончарами. Сам сложил неказистую печь, заготовил кряжистые поленья – ему нужны были горячие, подёрнутые пеплом угли. Менял температуру нагрева жести и состав смеси кислот. Результаты записывались в ученическую тетрадь.

Однажды Холмогоров радостный прибежал домой и показал тонкую металлическую пластинку, покрытую золотистыми звёздочками. Это был утерянный и снова возрождённый "мороз по жести".

Вся хитрость – в приготовлении "царской водки" — смеси азотной и соляной кислот с добавлением соли, масляного лака и небольшого количества зелёной или жёлтой краски. Этим составом Борис Александрович и покрывает лист тонкой звенящей жести. Не пользуется кистью – только сухой заячьей лапкой. Любую кисть "царская водка" разъедает, а лапку никогда, и рисунок получается более искусный. Потом нагревает лист на открытом огне, брызгает на горячую жесть холодной водой и появившийся рисунок закрепляет содовой водой. Когда лист остывает, покрывает его лаком.

Иногда возникает мелкий рисунок, напоминающий заросли папоротника, где кружевные листья, переплетаясь, переливаются всеми цветами радуги. Но чаще на протравленных листах жести можно увидеть более крупные рисунки. Это зависит от фактуры самого металла.

На полке у мастера есть вещь, которой больше ста лет, потемневший от времени небольшой ларчик, искусно украшенный просечным кружевом из тонкого листового железа. Кое-где между ленточками ещё можно разглядеть снежинки "мороза".

Для того чтобы шкатулка играла, Холмогоров делает "музыку" из тонюсеньких колёсиков с небольшими зазубринками и размещает их в замочной скважине. Сам он скромно считает, что этот "инструмент" построен по образцу детской музыкальной игрушки. Стенки ларчика двойные, а в зазоры мастер кладёт несколько медных монет для благозвучия.

Борис Александрович, талантливый самородок, живёт на окраине города, в тихом переулке, в простом рубленом доме. Его дом — это настоящий музей. На полках, на полу и на столе стоят туеса, резные доски, солоницы, берестяные горбатые хлебницы, разного калибра шкатулки из бересты. Одни для рукоделия, другие, поменьше, для соли, перца и чая, третьи — совсем большие — для хлеба. Пахнет здесь хорошо выстоявшейся древесиной и летней берёзовой рощей.

Есть у него и ларец, обитый жестью. Это и есть "мороз по жести". Этот древний промысел ему помог возродить случай. На фабрике художестветнных кистей "Великоустюгские узоры", где он работал, открыли цех сувениров. Известны сувениры этой фабрики (плетение). Бориса Александровича пригласили наладить производство подарочных шкатулок. Там терпко пахнет олифой, на широком столе возле раскроечного ножа лежат коричневато-золотистые полотнища — будущие берестяные туеса, шкатулки и тавлинки. Руки у этого мужчины ухватистые, жилистые, с пожизненными мозолями, с бурыми пятнами от кислот и щелочей.

На книжной полке среди толстых

и альбомов по искусству у него есть старинный фолиант в выцветшем зеленоватом коленкоровом переплёте. "Орнаменты", издательство Вольфа, 1898 год – тиснено золотом на листе. В этой книге очень много узоров: русских, , и . Эта книга помогала Борису Александровичу в резьбе по дереву и когда делал просечное железо.

Многие старые орнаменты теперь позабыты. Холмогорову хотелось делать красивые и добротные вещи. Он стал собирать старые изделия народных мастеров, выменивал их на свои, покупал редкие книги по искусству, по которым изучал традиции и историю северных промыслов.

Борис Александрович — художник-профессионал большой культуры. Он устюжанин. Род его из-под Архангельска. Прадед был холмогорским косторезом, дед — резчиком , вырезал из дерева игрушки.

После Борису Александровичу захотелось иметь современную . Стал , но долго не выдержал. Каждую свободную минуту тянуло что-нибудь смастерить. Постепенно попробовал почти все северные промыслы – резьбу по бересте, инкрустацию и резьбу по дереву, финифть, северную чернь.

Но любимым материалом Холмогорова остаётся дерево. Его тепло, неповторимую структуру умелец стремится выявить и подчеркнуть в своих работах.

Простые шкатулки с устюжским "морозом" можно купить в художественных салонах. А вот изделия с секретными замками и музыкой по-прежнему делает только Борис Александрович Холмогоров.

История появление Великого Устюга

Впервые в русских летописях город Великий Устюг упоминается в 1207 году, отданный Всеволодом Большое Гнездо одному из своих сыновей. Возможно, город был основан и раньше. Великий Устюг был частью Новгородского княжества. Сам Новгород был силен, и владел почти всеми землями русского севера, которые были богаты дикими животными, рыбой, солью и ягодами. С конца XIV века городом управляли московские

. Русские все активней осваивали север. Большую роль в освоении новых зесалонахелигий по их противоположности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм» («»).. Великий Устюг был родиной Стефана Пермского, он приложил немало усилий для присоединения к русскому земель вокруг реки Вычегды. Боевые дружины из Великого Устюга не раз участвовали в Московских экспедициях для присоединения к Руси новых земель. Также летописец указывает об основании в 1212 году Михайло-Архангельского монастыря. В 1218 году город был разорен камскими

, а XVI веке город потерял свое военное значение.

Происхождение названия города

Город вытянут вдоль левого берега реки Сухоны, немного выше устья и назван по устью реки – Усть-Юг (Устюг). Здесь в четырех километрах от современного города ростово-суздальские князья основали первое поселение на высокой горе. Отсюда были видны все окрестности, взору открывались безграничные дали русской земли. Но воды рек с юга часто затопляли поселение, а чудские

осаждали его. Поэтому было основано новое поселение на левом берегу Сухоны. Отсюда и древнее название города – Гледень, датируемое 1147 годом (история Великого Устюга начиналась с этого города). В итоге жители стали переселяться южнее. Сегодня на месте Гледена, сохранился лишь Троице-Гледенский монастырь, который находится на противоположном правом берегу Сухоны и представляет собой большой интерес для туристов, своими музейными

. Он открыт для осмотра в летнее время.

Слияние двух рек отражено в города, , а союз двух рек получил название Северной Двины.

Сухона в своём нижнем течении перед впадением в Двину широка и спокойна. Её высокие берега из красной глины местами словно срезаны ножом на всю их высоту. И хвойные леса, подступающие к самой кромке берега, глядятся в зеркальную гладь реки.

На набережной видны белые двухэтажные особняки с мезонинами, а за ними в зелёных кронах вётл златоглавые храмы. Раскинутые по многим улицам, сгрудившиеся на центральных площадях

древнего зодчества напоминают о тех временах, когда город находился на перекрёстке важных торговых путей: по реке Сухоне город был связан с такими городами как Ярославль и Вологда. По Северной Двине Великий Устюг имел торговую связь с крупнейшими городами русского государства Архангельском и Поморьем. По рекам Юг и Луза с Казанью, Вяткой и Ветлугой. Благодаря такому выгодному географическому положению в XVI – XVII веках в Великом Устюге активно развивалась торговля. Широкий торг, который вёл Великий Устюг, способствовал бурному развитию художественных ремёсел и народных промыслов. В городе есть площадь, где четыре столетия назад гудел большой великоустюжский торг. Вдоль длинных рядов качались на ветру шкурки соболей и белок. Славился город как главный пушной центр государства.

В 1553 году появилась возможность торговать с

и другими странами Западной

через Белое Море. Во время татаро-монгольского ига, отряды неприятеля почти не доходили до города. Смутное время также не коснулось жителей Великого Устюга, однако к городу подошло войско поляков, которое было разгромлено. Великий Устюг был одним из самых крупных и богатых городов русского государства конца XVII века, его население составляло 10 000 человек.

Во время правления первого российского императора город стал центром Великоустюгского уезда и вошел в Архангельскую . Российская завоевала выход к Балтийскому морю. Торговля через Белое море прекратилась. После открытия нового торгового пути в Западную Европу через Балтику, города русского севера оказались в стороне от новых торговых путей. Но через Великий Устюг шел торговый путь из Архангельска в Сибирь, город продолжал процветать.

Во время правления императрицы была введена государственная монополия на торговлю с Китаем. Роль Великого Устюга в торговле с заграницей резко возросла. На Восток, в Сибирь и Китай уходили хлеб и предметы, изготовленные местными ремесленниками. В обратном направлении шла пушнина и различные китайские товары: чай, сахар, фарфор, разнообразные ткани. Расцвет торговли длился недолго. Во время русско-турецких войн Российская Империя завоевала право торговли на Черном море. Теперь больше товаров стали ввозить и вывозить оттуда. Выход к южным морям было выгоден для государства, но для Великого Устюга послужил началом упадка. Теперь на юг по Каме и Волге доставлялись сибирские товары. Однако в Устюге люди жили небедно: до наших дней сохранились особняки купцов на улице Красной и улице Шилова. Дом Шилова — один из интереснейших устюжских купеческих домов, построенный в 60-е годы XVIII века в стиле .

Строящиеся во второй половине XIX века железные дороги обошли город, который полностью утрачивает свое прежнее экономическое значение.

В 1918 — 1929 годах Великий Устюг был центром Северо-Двинской губернии РСФСР.

В Великом Устюге работают судостроительный, судоремонтный, ремонтно-механический, литейно-механический, бетонно-асфальтовый заводы; предприятия швейной, мебельной, пищевкусовой промышленности.

Достопримечательности Великого Устюга

Отличительной особенностью города является отсутствие старинных деревянных сооружений. Начиная с XVII века новое строительство ведется только из кирпича и деревянные храмы также заменяются каменными.

Главный храмовый

– Соборное дворище. Этот памятник включает Успенский собор с колокольней, собор Прокопия Праведного, собор Иоанна Устюжского, Архиерейский дом, а также еще несколько церквей. Соборное дворище расположено в центре города между набережной реки Сухона и Советским проспектом.

Самая ранняя постройка из сохранившихся памятников каменного зодчества —

Вознесения на торгу (1648 год) и церковь Сергия Радонежского (XVIII век).

Дымковская Слобода — церковный ансамбль на другой стороне Сухоны и от Соборного дворища. Отсюда открывается прекрасный вид на город.

Интересна и прогулка по основной улице старого города — Советскому проспекту (бывшей улице Успенской), где сохранились дома, построенные в XIX веке, а также по набережной Сухоны.

Среди достопримечательностей Великого Устюга следует выделить историко-архитектурный музей и художественный музей-заповедник, расположенный на Набережной улице. Музей расположен в Доме купца Г.В. Усова. Здесь развернуты его экспозиции музея-заповедника; собранны изделия из резной и расписной бересты и серебра (северной черни), старинная одежда, . Это история Великого Устюга XII — начала XX веков и русское искусство XIX — XX веков. Есть тут и картины русских художников: , Коровина и Ивана Константиновича Айвазовского.

С 1998 года многие знают о Великом Устюге, что этот город является родиной Российского . Сейчас Великий Устюг ассоциируется только с этим сказочным персонажем. Город известен как туристический центр, стал популярным центром семейного отдыха.

в Великом Устюге приток туристов, которые воочию хотят увидеть Деда Мороза, увеличивается. При городской резиденции Деда Мороза, которая находится на углу Советского проспекта и Октябрьского переулка, работает почтамт, работники отвечают на детские письма, и посильно помогают нуждающимся детям. Можно посетить Почту Деда Мороза и его Тронный зал и отправить письмо с печатью Деда Мороза. До Вотчины Деда Мороза добраться можно за полчаса на рейсовом автобусе от автовокзала в сторону Морозовиц, либо на такси.

Город не имеет регулярного авиасообщения. В 2011 году планировалась реконструкция аэропорта.

Великий Устюг — это также железнодорожная станция. Если ехать до Устюга, то сначала нужно добраться до Ядрихи или Котласа по железной дороге, а затем на автобусе до города.

С середины до середины вокзал города принимает туристические поезда из 12 городов России, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Челябинска.

Гостиницы Великого Устюга: «Великий Устюг» (Улица Красноармейская), «Двина» (улица Красная), «Сухона» (Красный переулок), «При речном вокзале» (Улица Набережная), «На вотчине Деда Мороза».

Вотчина, резиденция Деда Мороза в Великом Устюге

Вотчина, резиденция Деда Мороза в Великом Устюге

1. Касса, въездная группа 13. Торговые ряды 2. Тропа сказок 14. Гостиница 3. Центральная аллея 15. Кафе "Снежинка" 4. Лавка подарков 16. Детская гостиница 5. Сувенирные ряды 17. Медпункт 6. Гостевой комплекс 18. Туалет 7. Дом Деда Мороза 19. Фольклорный центр "Горница" 8. Закусочная 20. Горка 9. Кафе Деда Мороза 21. Русская деревня 10. Сауна 22. Зоосад 11. Зимний сад 23. Пруды 12. Игровая площадка 24. Детский игровой городок

Календарь Деда Мороза

Январь 1-10 Настоящий Новый год Театрализованная встреча гостей Вотчины 13 Детский Новый год Театрализованный праздник для детей Каждое воскресение Семейный Новый год Театрализованное представление у терема Деда Мороза 1-я декада Спортивный Новый год «Волшебная разминка с Дедом Морозом» Каждое воскресенье Семейный Новый год Театрализованное представление у терема Деда Мороза Март 15-17 Экстремальный Новый год «Экстрим фестиваль у Деда Мороза» Каждое воскресенье Семейный Новый год Театрализованное представление у терема Деда Мороза 20-21 Цирковой Новый год I Российский фестиваль фокусников и иллюзионистов на приз Деда Мороза «Радуга чудес» Каждое воскресенье Семейный Новый год Театрализованное представление у терема Деда Мороза Май 1-10 Майский вальс Праздник-встреча для ветеранов Каждое воскресенье Семейный Новый год Театрализованное представление у терема Деда Мороза Июнь 1-2 Модный Новый год Всероссийский фестиваль детского и молодежного творчества  «На полянах Деда Мороза» Каждое воскресенье Семейный Новый год Театрализованное представление у терема Деда Мороза Июль 6-7 Ремесленный Новый год Большой фестиваль у Деда Мороза «Макушка » и праздник русского лаптя Каждое воскресенье Семейный Новый год Театрализованное представление у терема Деда Мороза 18 Вкусный Новый год «Спас — всему час!» — большое народное гулянье, посвященное трем летним Спасам — Медовому, Яблочному и Хлебному. Каждое воскресенье Семейный Новый год Театрализованное представление у терема Деда Мороза Сентябрь (По заказу) Первоклассный Новый год Театрализованный праздник для первоклассников Каждое воскресенье Семейный Новый год Театрализованное представление у терема Деда Мороза 25-27 Новый год и КВН Всероссийский музыкальный фестиваль школьных команд КВН на кубок Деда Мороза «Мы доброй сердце откроем» Каждое воскресенье Семейный Новый год Театрализованное представление у терема Деда Мороза Ноябрь 18 Именинный Новый год «День рождения Деда Мороза». Старт Новогоднего путешествия. Каждое воскресенье Семейный Новый год Театрализованное представление у терема Деда Мороза Каждое воскресенье Семейный Новый год Театрализованное представление у терема Деда Мороза 31

Новогодняя ночь в сказке Деда Мороза

Туры в Великий Устюг (ориентировочная справка)

Название тура Общая информация Цена,
р/сутки
Путешествие в сказку Количество дней: 3;
Основной транспорт: Ж/д;
Зимние праздники: Рождество;
Состав участников: Сборная;
Типы экскурсионных туров: Экскурсионный комбинированный тур; 3800 Новый год на родине Деда Мороза Количество дней: 7;
Длительность заезда: 7 дней;
Основной транспорт: Ж/д;
Зимние праздники: Новый год;
Состав участников: Сборная;
Типы экскурсионных туров: Экскурсионный комбинированный тур 3900 Новый год на родине Деда Мороза Количество дней: 6;
Длительность заезда: 6 дней;
Основной транспорт: Ж/д;
Зимние праздники: Новый год;
Состав участников: Сборная;
Типы экскурсионных туров: Экскурсионный комбинированный тур 4000 Рождество на родине Деда Мороза Количество дней: 3;
Основной транспорт: Ж/д;
Зимние праздники: ;
Состав участников: Сборная;
Типы экскурсионных туров: Экскурсионный комбинированный тур 4300 Зимний экспресс "В гости к Деду Морозу" 4 дня/3 ночи Количество дней: 4;
Длительность заезда: 4 дней;
Основной транспорт: Ж/д;
Состав участников: Сборная;
Типы экскурсионных туров: Экскурсионный комбинированный тур 5400 Каникулы в "Лесной сказке" у Деда Мороза 3 дня/2 ночи Количество дней: 3;
Длительность заезда: 3 дней;
Основной транспорт: Ж/д;
Зимние праздники: Рождество, ;
Состав участников: Сборная;
Типы экскурсионных туров: Экскурсионный комбинированный тур 6700 Великий Устюг. Новый год на Родине Деда Мороза (4 дня 3 ночи) Количество дней: 4;
Длительность заезда: 4 дней;
Зимние праздники: Новый год;
Состав участников: Сборная;
Типы экскурсионных туров: Экскурсионный комбинированный тур 6500 Новый Год в "Лесной сказке" на Вотчине Деда Мороза Количество дней: 4;
Длительность заезда: 4 дней;
Зимние праздники: Новый год;
Состав участников: Сборная;
Типы экскурсионных туров: Экскурсионный комбинированный тур 7300

Погода в Великом Устюге

Великий Устюг расположен в центральной части Восточно-Европейской равнины на левом берегу реки Сухоны, у истока Северной Двины. Средняя высота над уровнем моря — 70 м.

умеренно-континентальный с ярко выраженными сезонами года.

Район относится к полосе средней тайги. Преобладают ельник и зеленомошники со значительной примесью пихты, на песчаных почвах — сосняки. Заболоченность района сравнительно мала, так как развитая речная сеть хорошо дренирует территорию.

Климат Великого Устюга умеренно континентальный. Зимы долгие и холодные, а лето умеренно-тёплое. Среднегодовая температура составляет +1,4 градуса . Самый холодный месяц — январь (зафиксированный минимум -49 градусов Цельсия), самый тёплый — .

В течение года преобладают ветра юго-западный четверти, имеющие воздух атлантического происхождения. Среднегодовая сумма осадков составляет 570 мм из них наибольшее количество выпадает в летний период. Они идут здесь в среднем 189 дней в году. Режим осадков характеризуется зимним минимумом, приходившимся, как правило, на февраль, и летним максимумом, наблюдающимся обычно в июле.

Среднегодовая относительная влажность воздуха составляет 78%. Пик влажности приходится на осенние месяцы (87% в ноябре), минимум на весну и начало лета (65% в ).

В Великом Устюге, во все сезоны года, преобладает ветер южных направлений от юго-восточного до юго-западного. Среднегодовая скорость ветра составляет 3,3 метра.

Средняя температура по месяцам

Январь -14,3 Июль +17,2 Февраль -13,2 Август +14,5 -6,3 +8,3 Апрель +1,7 Октябрь +1,4 +8,9 Ноябрь -5,2 Июнь +14,4 Декабрь -10,7

Более подробно о Великом Устюге читайте в литературе:

  • Глобус: Географический научно-художественный сборник / Сост. В. Смирнов; Оформл. В. Бабанова. – Л.: Детская литература, 1984. – 383 с., ил., 12 листов вкл.
  • Фролова Е. Н. Чистый источник. – М.: Мол. Гвардия, 1990 206 с., ил.
  • География России: Энциклопедический словарь / Главный редактор А. П. Горкин – М.: Науч. Издательство "Большая Российская энциклопедия", 1998 – 800 с.: иллюстрации, карты.
  • Афонькин С. Ю. Знакомьтесь: Россия.
Значение имени
Источник: http://to-name.ru/historical-events/ru/city/great-ustug/


Где находится резиденция деда мороза великий

Где находится резиденция деда мороза великий

Где находится резиденция деда мороза великий

Где находится резиденция деда мороза великий

Где находится резиденция деда мороза великий

Где находится резиденция деда мороза великий

Где находится резиденция деда мороза великий

Где находится резиденция деда мороза великий

Читать далее: