Как сделать хлопушку режиссерскую


Как сделать хлопушку режиссерскую

Как сделать хлопушку режиссерскую

Как сделать хлопушку режиссерскую



Хлопушка – ритуальный инструмент киносъемочного процесса. И пока самый молодой вид искусства берет на вооружение все новые и новые технические решения, конструкторские идеи и современнейшую аппаратуру, основные принципы хлопушки остаются неизменными вот уже десятки лет. 1.jpg
Магия хлопка стала неотъемлемой частью любых съемок, будь то короткометражный фильм, клип, рекламный ролик или полнометражная картина. Многим людям вне кино часто может казаться, что хлопушка всего лишь игрушка в руках молоденькой девочки, которая понравилась режиссеру. Однако это далеко не так! Правильно проиндексировать снимаемый материал для будущего монтажа – очень ответственная задача для супервайзеров режиссерского сценария и помощников оператора. Для этого они используют ряд специальных отметок, помечая ими монтажные листы и внося соответствующие данные на полотно хлопушки.
Этот инструмент появился на съемочных площадках как только хронометраж отснятых кадров вырос до внушительных размеров и режиссерам надоело по памяти перебирать бобины с пленкой и пересматривать все подряд. 2.1.jpg
Вот так выглядела одна из первых хлопушек. В эру немого кино она, разумеется, не хлопала, а была лишь инструментом для учета отснятого материала. Вскоре «Чеза» будут называть исключительно сэром Чарльзом Спенсером Чаплином. 2.png В 1927 году был снят «Певец джаза» – первый полнометражный звуковой фильм (США), а в 1931 звук появился в советском фильме «Путевка в жизнь». Как раз в те годы возникает необходимость синхронизировать звуковую дорожку с видеорядом, которые фиксировались на разных устройствах. Для решения этой задачи австралиец Фрэнсис Уильям Тринг-старший, глава киностудии «Eftee Studio», предлагает использовать черную доску вместе с двумя планками, которыми помощник режиссера должен хорошенько хлопнуть. 
Примечательно, что в студийных условиях эта практика соседствовала с очень популярными в те годы электрическими звонками. Вот, к примеру, звонок и хлопушка из первого звукового (и культового!) фильма Марлен Дитрих «Голубой ангел» (1929).
Сначала звуковой и световой сигнал. 3.png
А затем в кадр помещают доску, которую еще нельзя назвать хлопушкой. 4.png
Необходимость питания звонка «электрической хлопушки» не всегда была удобна при съемках на натуре, поэтому концептуальное решение американских кинематографистов победило – ручная хлопушка начала использоваться повсеместно. Но пока еще хлопушки как единого целого не существовало. Ее роль выполняли два человека, чуть позже – один. Конечно, ему было неудобно хлопать брусками, затем совать их подмышку и вбегать в кадр с доской, на которой еще нужно вовремя обновить индексы. Первым от этого дискомфорта устал Леон М. Леон, работавший на студии Universal. Он попросил плотника прибить бруски к доске. Так его имя вошло в историю кинематографии. Сам же Леон ушел из кино и стал успешным иллюзионистом. Теперь оставалось лишь стандартизировать размеры хлопушки. Иногда они были чересчур громоздкими. 5.jpg
Установив приемлемые размеры, студийные работники долгое время оставляли параметры граф, расположение ячеек и типы косых линий на свое усмотрение. Вот, например, совершенно разные хлопушки Paramount. 7.jpg

6.jpg


Совсем иначе выглядела хлопушка французской студии Gamount.

8.jpg

 На этой хлопушке можно заметить оригинальное решение поворотных кругов для смены отметок «день/ночь». И, как видим, меньше внимания стали уделять черно-белой разметке. Еще бы, ведь «Фантомас» и «Капитан» – цветные фильмы!

  Вот более поздняя французская хлопушка. От колесиков решили отказаться. Но разметка столь же аскетична. Снимают «Жандарма в Нью-Йорке».


Изначально по черно-белым полосам производилась настройка камеры. Постепенно отпадает необходимость в схеме написания «белым по черному», которую прежде использовали для комфортного просмотра негатива пленки. На негативе яркости света обратны – темные выглядят светлыми, светлые – темными. Поэтому теперь на старые черные доски начинают клеить полоски бумажного скотча. 9.jpg

11.jpg


А хотели бы получить оригинальную хлопушку Френсиса Копполы? Всего-то 4-6 тыс. долл. Правда, что-то дорого за уцененное б/у – верхней планки-то нет!
Вопреки распространению среди кинематографистов практики бумажных полос для маркера, часть хлопушки все еще оставляли «под мел». 12.jpg

13.jpg


        Сериал "Удивительный человек-паук" (1977) позволяет нам увидеть обратную сторону хлопушки с липкой лентой.


В 70-х благодаря Стивену Спилбергу и его фильму «Челюсти» появляется традиция декорировать хлопушки в соответствии со стилистикой фильма. В наши дни такая практика преобразилась в изготовление хлопушек под заказ для каждой картины, вместо использования стандартных студийных вариантов. 14.1.jpeg
Историю советских кинохлопушек проследить сложнее. Очевидно, они существовали и до 50-х годов, но фотоподтверждения отыскать проблематично. Судя по простоте хлопушек второй половины ХХ-го века, более ранние варианты могли выглядеть еще аскетичнее.
«Три мушкетера», 1978 14.jpg
Хлопушки в кинематографии СССР тоже предусматривали нанесение надписей мелом. В культовом детективе «Приключения Шерлока Холмса» использовали вот такие. Даже всей группой с ней снялись. 15.jpg15.1.jpg
Примечательно, что для удобства ассистента бруски делали длиннее, чем в Европе. 16.jpg Но даже в 90-х, когда американцы стали использовать акриловое стекло, советская хлопушка (да еще с этим качеством свемовской пленки!) выглядела допотопно. 17 (2).jpg Отдельно отметим хлопушки, которыми пользовался Андрей Тарковский. Здесь применялась интересная схема с ячейками для индексов. Соответственно, помощнику оператора нужно было не писать литеры, а носить с собой кассу букв и цифр. Как видно, они закольцованы в связки. 19.jpg
18.jpg

20.jpg

Современная хлопушка выглядит вот так. Здесь не только служебная информация, но и брендирование, которое выигрышно выделяет хлопушку среди сородичей. Хотя чувство «классики» куда-то улетучивается. 21.jpg
Черно-белые полосы стали цветными, деревянная доска для мела превратилась в акрил, появилась подсветка, а на продвинутых образцах начали устанавливать цифровой дисплей для тайм-кода. А вот основные функции остались те же.

Как с этим работают?

Сегодня бережное обращение с хлопушкой поручают второму ассистенту оператора (second assistant camera, 2AC, clapper loader,  clapper boy, «девушка с хлопушкой»), который взаимодействует с супервайзерами сценария. Если он совмещает последнюю должность со своей, то в его обязанности входит также внесение записей в монтажный лист.

Поэтапно процесс выглядит следующим образом:


  • запуск киноаппарата – команда режиссера «Мотор!»

  • звуковой сигнал о пуске записи – ответ звукорежиссера «Мотор идет!»

  • помещение хлопушки перед объективом (иногда еще до запуска камер)

  • озвучивание ассистентом номера дубля и сцены

  • хлопок

  • извлечение доски из кадра

  • сверка данных с монтажным листом (при совмещении должности 2AC и script-supervisor)

                                                                                         
Традиционно на хлопушке обозначают:

·         название кинокартины, рекламного ролика, клипа
·         имя режиссера, оператора (иногда и продюсера)
·         дату съемки
·         индексы cветофильтров
·         время съемки (ночь/день)
·         локацию (интерьер/экстерьер)
·         фокусное расстояние объектива
·         скорость кадров (FPS)
·         способ звукозаписи (MOS motor only shot – запись без звука, в СССР аналогом была отметка «Н» - «немой», SYNC – синхронная запись звука)

Пытаемся понять способ маркировки дублей

Кадры  и сцены обычно помечают цифрами. Иногда может понадобиться дополнительня маркировка буквами. Например, «23А»" или «69с». Такая необходимость может возникнуть при съемке дополнительных дублей, крыпных планов той же сцены. Стоит обратить внимание, что не следует  использовать буквы, похожие на цифры: «О», «І», «З». Также опасно использовать «R»,  что означает пересъемку (reshoot) сцены. Существуют и другие специальные сочетания, используемые после номера кадра. «TV» – съемка версии сцены для телевидения, «p/u» – досъемка (pickup), если режиссер решил переснять незначительный отрывок.
При съемке детали и в ограниченном пространстве можно  использовать специальные миниатюрные дощечки, где сцена и дубль пишутся вместе («10В/5»). Но в этом случае более распростаненный прием – перевернутая хлопушка в конце дубля после команды «Снято!». Нужно вовремя объявить оператору «Хлопушка в конце!», чтобы он не выключил камеру преждевременно.

9.1.jpg


Несколько простых правил

На общих и дальних планах громко и внятно проговариваем данные сцены.
На крупных планах и в узловых напряженных сценах говорим внятно и тихо, стараясь не сбить актеров своим криком.
Если хлопок получился какой-то странный (чтобы хлопнуть одной рукой нужно наловчиться!) можно его повторить, крикнув «Второй удар!».
Режиссер монтажа будет ориентироваться по превью, поэтому до включения записи желательно появление хлопушки в кадре.
Если съемки проходят в темноте, нужно взять с собой фонарик, а для постоянных ночных смен можно вмонтировать в хлопушку LED-ленту и компактный элемент питания.
При многокамерной съемке:
Если хлопушка одна, помощник должен находиться в фокусе обоих киноаппаратов или подносить хлопушку поочередно к каждому из них.
Если хлопушек много, то их нужно использовать, нанеся буквы «А», «В», «С» (у каждой буквы свой цвет). Команды нужно подавать для каждой из них.

Камера! Мотор! А где Люся?

Может так случиться, что второй ассистент отошел в сторону, а съемки нужно продолжать. И пока девочка Люся попивает кофе или флиртует с осветителями, негодование съемочной группы может сойти на нет, только если она умница и оставила хлопушку поблизости камеры. В таком случае ассистент оператора или кто-нибудь другой сможет вовремя хлопнуть. Главное, следить, чтобы он не успел сделать карьеру вместо вас!

Advantages & disadvantages of diy clapperboard

Готовясь снимать собственный фильм или желая стать частью съемочной команды, вам обязательно придется столкнуться с выбором хлопушки. Самое непривлекательное качество заводской хлопушки – это ее цена. И, конечно, временами низкое качество самого изделия. Чтобы избавиться от мук совести и выбора, какую хлопушку разумнее купить, просто-напросто выбираем вариант «сделай сам». Необходимо сразу обозначить, что в нашем категориальном аппарате термин «самопал» или «diy clapperвoard» не отождествляется с терминами «абыкак», «на скорую руку», «авось сойдет». Самостоятельное изготовление кинохлопушки ставит перед любым человеком технического склада ума осознанную необходимость добиться визуального сходства своего изделия с его многотиражным эквивалентом. Разница будет заметна, но она будет заключаться скорее в ощущении собственной привязанности к предмету, нежели его эстетических характеристиках.
Хлопушка собственного производства обязана отвечать ряду требований. Поверьте, нас интересует не только качество хлопка! Хлопнуть в кадре можно и руками. Чтобы ритуальный киноинструмент прослужил вам много лет, обратите внимание на его размеры (компактный вариант удобнее), крохкость доски для надписей (акриловое стекло или тонкая фанера может треснуть при неосторожном обращении), надежность шарнирного механизма (верхняя дощечка не должна болтаться во все стороны) и износоустойчивость краски (ее наверняка придется часто обновлять).

Адептам стандартизаций и искателям «золотой формулы хлопушки»

Надеюсь, история этого предмета, изложенная выше, доказывает вам, что идеальной хлопушки не существует. Ее параметры постоянно видоизменяются, формы совершенствуются, а вот концептуальные принципы остаются непреложными – должна хлопать и облегчать ведение учета кадров. Хлопушки разные, но однажды вам придется остановить свой выбор на чем-то конкретном. Популярные сегодня параметры: 28 х 24 и 20 х 18.

Он сказал «Поехали!», он махнул рукой…

На самом деле за пару секунд до этого кто-то другой сказал «Камера! Мотор!» и прозвучал хлопок. Поэтому предлагаю хлопнуть в ладоши. Я говорю, хлопнуть нужно! Слышите вы меня или нет? Хлопнули? Надеюсь, что да. Иначе ничего не выйдет. Итак, начинаем!

Подробная инструкция по изготовлению кинохлопушки -

Теги: , , , ,


Источник: http://alex-kimm.livejournal.com/7154.html


Как сделать хлопушку режиссерскую

Как сделать хлопушку режиссерскую

Как сделать хлопушку режиссерскую

Как сделать хлопушку режиссерскую

Как сделать хлопушку режиссерскую

Как сделать хлопушку режиссерскую

Как сделать хлопушку режиссерскую

Как сделать хлопушку режиссерскую

Читать далее: